380 95 3906715
380 95 3906715
Современные кровельные материалы

Гарантия на кровлю

Гарантии на кровлю: свой путь или чужой опыт?

Что продавец кровельных материалов может ответить на вопросы «сколько ваш кровельный материал стоит на кровле» или «какая на него гарантия»? Продавцы отвечают все, что угодно: «от десяти до двадцати лет», 25 или даже 50 лет, нередко добавляя к этим срокам слово-заклинание «гарантия». Объективный ответ обычно никого не интересует. Увы, дефицит средств настолько «ужал» бюджет на ремонт кровли, что многие готовы крыть обещаниями «гарантии 50 лет», а не действительно качественным материалом. К тому же, даже не все специалисты понимают, что подразумевается под словами «срок службы кровли» и «гарантия на кровлю».

Срок службы кровли определяется, как время между капитальными ремонтами кровли. Гарантия – понятие сугубо юридическое и означает обязательство кого-либо (в нашем случае – производителя работ или материалов) произвести ремонт кровли за свой счет согласно условиям договора. Например: кровельная организация произвела ремонт кровли и гарантирует ее ремонт за свой счет в случае протечки в течение двух лет независимо от того, является это следствием брака в работах или применения некачественного материала. Очевидно, что срок службы кровли больше гарантийного срока и зависит от более значительного количества факторов, чем просто от «долговечности материалов».

Надежность кровли зависит от следующих факторов:


   •   правильной конструкции кровли, от того, насколько при ее проектировании были учтены условия эксплуатации; здания одинаковой конструкции в Новосибирске и в Краснодаре, очевидно, должны иметь несколько разные конструкции кровель;
   •   грамотного подбора материалов, из которых эта кровля будет изготовлена; при этом важно быть уверенным, что поставляемые материалы соответствуют заявленной спецификации, т.е. в надежности системы качества поставщика; именно этой цели служит сертификация продукции в системе ГОСТ Р и более сложная международная сертификация на соответствие требованиям ИСО 9002;
   •   технологии применения материалов, наличия дополнительного оборудования и вспомогательных материалов нужного качества; так, рубероид сам по себе является неплохим материалом, но для его качественной укладки необходимы не просто котлы, а битумоварки с регулируемой температурой битума, необходим учет температуры основания и вязкости битумной мастики; проблемы, которые существуют с рубероидными кровлями являются результатом, как не странно, именно неотработанной технологии применения;
   •   квалификации подрядчика: владеет ли подрядчик технрологией укладки, правильно ли выполнил требования проекта, насколько были хороши непосредственные исполнители: рабочие-кровельщики; мировая кровельная практика подтверждает тот факт, что большинство протечек кровли происходят в первые два года из-за недостатков в производстве работ;
   •   постоянного ухода за кровлей, ее правильной эксплуатации: водосточные воронки надо регулярно очищать от мусора, примыкания и другие элементы необходимо осматривать на предмет возможных протечек; нежелательно изготовление отверстий в кровле посредством несанкционированной установки антенн и кондиционеров, использования тяжелых металлических предметов для очистки кровли от снега; гораздо проще и дешевле отремонтировать небольшой дефект, чем «попадать» на капитальный ремонт кровли после пары лет мучений от протечек.
 

Эксплуатация кровли требует вложения времени и денег, однако такое вложение абсолютно оправданно. Полезным является гарантийное соглашение, заключенное отдельно от договора подряда или включенное в него. Оно определяет «образ жизни» кровли в ближайшие после устройства или ремонта годы.

Вполне понятно желание производителя кровельных материалов и кровельщика гарантировать больше, рискуя меньше. К счастью, многие потребители осознали опасность заключения контракта на ремонт кровли с подрядчиком с темным прошлым и туманным будущим.

Согласно Гражданскому Кодексу ГАРАНТИЯ – ЭТО ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПРОДАВЦА ТОВАРА (УСЛУГИ) УСТРАНИТЬ НЕДОСТАТКИ ТОВАРА (УСЛУГИ) ЗА СВОЙ СЧЕТ В СЛУЧАЕ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА.

Таким образом, гарантия разбивается на гарантии на материалы и на работы.

Обычно производитель работ дает общую гарантию на всю кровлю, т.е. на работы и материалы. Стандартный срок гарантии на кровлю составляет 1-2 года. Вполне разумным представляются требования по эксплуатации кровли к владельцу здания. Грамотная эксплуатация кровли является одним из основных факторов, увеличивающих срок службы кровли. При этом должны осуществляться такие мероприятия, как:


   •   контроль доступа на кровлю;
   •   контроль производства строительно-монтажных работ с учетом сохранения целостности кровельного ковра;
   •   регулярная очистка водостоков и путей эвакуации дождевых и талых вод.
 

Существует большое количество условий гарантии и сроков, на которые они предоставляются, но главным остается одно: гарантийное соглашение – юридический документ, отношение к которому должно быть соответствующим. Не стоит опираться лишь на туманные фразы продавца «мы гарантируем» или «гарантия производителя». Иногда можно услышать настоящие произведения: «50-летняя гарантия на этот кровельный материал гарантируется более чем пятидесятилетним опытом компании-производителя». Уточняйте формулировки, требуйте документальные подтверждения устных заявлений, иначе гарантия будет годиться только на то, чтобы прикрыть ей голову, когда с потолка закапает.

Рассмотрим способы предоставления гарантий в различных странах. Практика длительных гарантий на кровли (более 2-3 лет) в России еще не развита, а потому интересен чужой опыт. Это поможет понять, что стоит за заявлением «гарантия – 50 лет».

Нормальной практикой во многих странах Европы является следующий порядок предоставления гарантий:


   •   первичная гарантия 2 (два) года; в этот период обслуживание кровли должно осуществляться силами Вашей организации; именно в первые два года выявляется большинство недостатков, связанных с качеством выполнения кровельных работ;
   •   постгарантийное обслуживание; обслуживание кровли осуществляется согласно отдельному договору. Стоимость постгарантийного обслуживания невелика, а потому заказчики охотно идут на такой договор. В Германии, например, стоимость такого обслуживания типичной кровли площадью 2000 кв.м. составляет 500 немецких марок.
 

Эта схема проста и прозрачна, а потому является ее уже сейчас могут осваивать «продвинутые» заказчики.

Совсем неплохо, если гарантии производителя работ подкреплены гарантией производителя материала на свою продукцию.

В США сложился следующий порядок предоставления гарантий:


   •   предоставляются гарантии от 10 до 25 лет; естественно, что такой длительный срок гарантий диктует чрезвычайно жесткий порядок их выдачи; узлы кровель с длительным сроком гарантии (20-25 лет) должны быть выполнены по иным, более дорогим схемам, нежели кроли с 10-летней гарантией;
   •   гарантия предоставляется на кровельную систему, включающую утеплитель, крепеж, кровельный материал; работы должны быть выполнены подрядчиком, сертифицированным производителем кровельной системы, в строгом соответствии с «фирменным» руководством; все отклонения от утвержденных производителем узлов и схем укладки должны быть согласованы с его техническим отделом;
   •   примерная стоимость гарантии составляет от 1 до 4 долларов на кв./м; каждая кровля проверяется инспектором компании производителя за дополнительную плату;
   •   гарантия выдается владельцу здания компанией-производителем; в первые 2 года гарантия обеспечивается производителем работ за его счет, затем возможные ремонты оплачиваются производителем кровельной системы; сколько протечек – столько и ремонтов, хоть по две в неделю, полный ремонт со снятием старой кровли – только за счет владельца; важно, что решение, кому поручить гарантийный ремонт, принимает производитель системы;
   •   владелец здания должен полностью выполнять условия гарантийного соглашения по правильной эксплуатации кровли, иначе гарантия снимается.
 

Сложность вопросов, связанных с предоставлением гарантий, длительность ее сроков дает работу большому количеству юристов, защищающих интересы производителя и домовладельцев в длительных судебных разбирательствах.

В 1997 году компания “ Firestone ” (США) опубликовала статистику по затратам на гарантийный ремонт кровель (см. американскую схему гарантий выше). Поскольку гарантийный ремонт оплачивается поставщиком кровельной системы, их стоимость является достаточно объективным показателем надежности. За «единицу» расходов принят 1987 г .

Столь значительное (более чем в 10 раз) снижение расходов на гарантийный ремонт кровель связано с большой работой по совершенствованию кровельной системы, системой проверки качества работ, повышением квалификации подрядчиков, внедрения системы эксплуатации кровель.

Говорить о том, какой механизм предоставления длительных (более 5 лет) гарантий на кровлю сложится в России, пока рано. Во многом это будет зависеть от того, какую меру ответственности за состояние кровель захотят взять на себя владельцы зданий.

Ситуация с кровлями в нашей стране плачевна. В то же время большинство кровель можно спасти, если провести их обследование и ремонт современными надежными материалами. Стоимость предотвращенных косвенных потерь может легко перекрыть стоимость такого ремонта.

Существует, по крайней мере, несколько распространенных причин, по которым владелец здания или эксплуатирующая организация не следят за состоянием уже отремонтированных кровель. Ограничения в бюджете, надежда на гарантию на кровлю, или попросту «с глаз долой, из сердца – вон». Как бы то ни было, отсутствие профилактических осмотров и ремонта кровли ведет к преждевременному капитальному ремонту, сводя на «нет» дорогостоящие вложения. Срок службы хорошо и правильно уложенной кровли может быть значительно продлен при действительно небольших затратах и усилиях. В конечном итоге значительно снижаются расходы на кровлю в расчете на год эксплуатации. Именно такой подход является лучшей гарантией долгой жизни кровли.

 


Источник:  журнал «Эволюция кровли», 2005 г ., №3